Автомобильные премии мира: кто, кому и за что вручает награды
В наши дни для многих просто немыслимо купить что-то важное и дорогое, не ознакомившись предварительно с рейтингами, отзывами и наградами, которые получил тот или иной продукт. И это разумно. В автомобильном мире авторитетные премии существуют более полувека. Впервые титул «Автомобиль года» был присвоен в 1949 году американским журналом Motor Trend. Тогда награда досталась Кадиллаку за его двигатель V8 (в то время награда давалась не отдельной модели, а марке в целом — прим. ред.). За 70 лет стало больше и автомобилей, и различных премий. Они уже соревнуются между собой: кто из них лучше всех выбирает лучшие машины. Разберемся, как они это делают, чем отличаются и к кому стоит прислушиваться при выборе автомобиля.
Международные премии
По-настоящему международных премий в мире нет, поскольку рынки разных частей света сильно различаются по ассортименту моделей. Ближе всего к статусу всемирной награды приблизились три конкурса.
Всемирный автомобиль года
Премия имеет длинное официальное название World Car of the Year Awards, которое часто бьется на два, обозначающих одно и то же событие: World Car Awards или World Car of the Year. Этот конкурс появился относительно недавно — в 2003 году, а первая награда была вручена в 2005-м. Сначала была только одна номинация, собственно «Автомобиль года», в 2006-м к ней добавились «Спортивный автомобиль года», «Экологичный автомобиль года» и премия за дизайн, с 2014-го награждаются лучшие люксовые автомобили, и последние два года — лучшие городские. Финалисты объявляются на Женевском или Парижском автосалоне, а церемония награждения проходит в Нью-Йорке за день до открытия международного автосалона, который проводится ежегодно в Манхэттене в конце марта или в начале апреля. Главное требование к конкурсантам, чтобы они начали продаваться до 1 января того года, в рамках которого проводится отбор. Новинки должны быть представлены минимум на двух континентах и в пяти странах одновременно. В состав жюри, которое уже выбирает автомобили 2019 года, входят 85 автомобильных экспертов, по большей части журналистов, из 25 стран. Россию представляют три человека: Дмитрий Баринов («Клаксон»), Владимир Соловьев («За рулем») и Виталий Тищенко (TopGear Russia). Победителем в номинации становится машина, набравшая максимальное количество баллов по семи критериям: влияние на окружающую среду, внутренний комфорт, безопасность, эффективность, стоимость, важность для рынка и эмоциональная притягательность. Из-за большого жюри, прозрачной системы голосования, независимости и отсутствия автомобильных спонсоров эту премию можно назвать достаточно объективной.
Год | 2018 | 2017 | 2016 |
«Всемирный автомобиль года» | Volvo XC60 | Jaguar F-Pace | Mazda MX-5 |
«Спортивный автомобиль года» | BMW M5 | Porsche Boxster / Porsche Cayman | Audi R8 Coupe |
«Экологичный автомобиль года» | Nissan Leaf | Toyota Prius Prime | Toyota Mirai |
«Автомобильный дизайн года» | Land Rover Range Rover Velar | Jaguar F-Pace | Mazda MX-5 |
«Люксовый автомобиль года» | Audi A8 | Mercedes-Benz E-Class | BMW 7-series |
«Лучший городской автомобиль» | Volkswagen Polo | BMW i3 | — |
Международный автомобиль года
Судя по речи, произнесенной на 20-летии премии International Car of the Year 2016 (ICOTY) которая оказалась прощальной, дела у организаторов шли не очень хорошо. «…Взлеты и падения, трудный тернистый путь…», а также катаклизмы в автопроме она не пережила и завершила свое существование. Вручив свои первые награды в 1997 году на автосалоне в Детройте, ICOTY стала важным событием для Североамериканского рынка, а ее присуждение автопроизводители выдавали как достижение. В конкурсе, организованным журналом Road & Travel Magazine с привлечением автожурналистов из других изданий, могли принимать участие автомобили нового модельного года, которые производятся в Америке, Великобритании, Германии, Японии, Корее и Швеции, но продаются в США. Основной являлась только одна номинация — «Автомобиль года», чаще других выбирались международный автомобиль, внедорожник года, семейный автомобиль года, а остальные могли меняться, и трофеи получали лучшие седаны, внедорожники, кроссоверы, спортивные, экологичные, люксовые и другие автомобили.
Год | 2016 | 2015 | 2014 |
«Международный автомобиль» | KIA Optima | — | — |
«Автомобиль года» | KIA Optima | KIA K900 | KIA Cadenza |
«Трак/коммерческий автомобиль года» | KIA Sorento | — | Ford Ranger |
«Семейный автомобиль года» | Hyundai Tucson | — | — |
«Зеленый» автомобиль года
Специализированная премия Green Car Vision Award для автомобилей, дружелюбных к окружающей среде, от журнала Green Car Journal вручается с 2006 года в декабре на автосалоне в Вашингтоне. Международной она считается потому, что оцениваются технологии от всех мировых автопроизводителей, хотя и представленных преимущественно в Америке. Сначала была только одна номинация — собственно Green Car of the Year. Позднее стали награждать не только серийные разработки, но и прототипы, а также добавились номинации для кроссоверов и внедорожников, люксовых моделей и «подключаемых» автомобилей. Отдельно вручается награда Green Truck of the Year — для пикапов, внедорожников и коммерческих фургонов.
Помимо электрокаров и гибридов в конкурсе участвуют и машины с традиционными силовыми установками, отличающимися низкими показателями выбросов. Их экологичность, комфорт, оснащенность оценивают 11 членов жюри, среди которых за 14 лет существования премии наряду с журналистами и учеными были такие знаменитые личности, как гонщик Марио Андретти, создатель AC Cobra и Shelby Mustang Кэрролл Шелби, актер Джей Лено, океанограф Жан-Мишель Кусто и другие. В 2015 году премию затронул «дизельгейт» (скандал вокруг некорректных паспортных данных о вредных выбросах, которые давал концерн Volkswagen в отношении своих моделей), и пришлось отозвать награды, выданные в 2009 и 2010 годах, но сейчас модели концерна вернулись в основной конкурс.
Год | 2018 | 2017 | 2016 |
«“Зеленый” автомобиль года» | Honda Clarity (семейство) | Chevrolet Bolt EV | Chevrolet Volt |
«“Зеленый” SUV года» | Kia Niro | BMW X5 xDrive40e iPerformance | Honda HR-V |
«Подключенный “зеленый” автомобиль года» | Cadillac CT6 Plug-In | Mercedes-Benz C 350e | Chevy Malibu Hybrid |
«“Зеленый” роскошный автомобиль года» | Karma Revero | Acura NSX | Volvo XC90 T8 |
Континентальные премии
Это наиболее объективные и полезные для потребителей премии, поскольку в них участвуют автомобили, созданные для определенных рынков, учитывающие местные технические стандарты и менталитет будущих владельцев. Но таких оказалось только две: европейская и североамериканская. Единой азиатской премии никогда не было — уж больно разные рынки в Японии, Китае, Индии, а более мелкие страны от них зависят. Премия «Ближневосточный автомобиль» года (Middle East Motor Awards) с 19 номинациями просуществовала с 2010-го всего четыре года. А у африканцев вопрос, какой автомобиль лучше, по важности стоит в конце списка проблем, которые нужно решить.
Европейский автомобиль года
Премия European Car of the Year — наиболее актуальная для нашей страны, хотя в последнее время не все ее участники до нас доезжают. Конкурс появился в 1964 году по инициативе автомобильных журналистов нескольких изданий. Сейчас его организаторами являются Auto (Италия), Autocar (Англия), Autopista (Испания), Autovisie (Нидерланды), L'Automobile Magazine (Франция), Stern (Германия) и Vi Bilagare (Швеция). Каждый год одно из изданий становится председательствующим (сейчас это Vi Bilagare) — организовывает работу оргкомитета, проводит голосование и церемонию награждения. Количество членов жюри (всего 60 экспертов) от каждой из 22 европейских стран и Турции зависит от объема продаж в ней. Так, больше всего — по шесть представителей — от Англии, Германии, Италии, Испании и Франции, по трое представляют Австрию, Нидерланды и Швецию, двое от Бельгии, Венгрии Польши, Португалии и Швейцарии, от остальных стран — по одному журналисту. Россию представляют Вадим Овсянкин («Ведомости») и Михаил Подорожанский («Авторевю»).
Претендентом на премию может быть любой автомобиль, продаваемый в пяти европейских странах. Его продажи должны начаться за год до присуждения премии, а предполагаемый тираж выпуска должен составлять более 5000 экземпляров. Номинанты оцениваются по дизайну, комфорту, безопасности, экономичности, управляемости, производительности, функциональности, экологичности, удовлетворенности владельца, наличию технических инноваций и соотношению цены и качества. Во время Парижского автосалона максимум претендентов собираются на Tannistest — недельный тест-драйв в Северной Дании. Из всех кандидатов, а их может быть и 30, и 50, голосованием выбирают семь финалистов. У каждого члена жюри есть 25 баллов, которые можно распределять между номинантами. Выигрывает автомобиль, набравший наибольшее количество очков вне зависимости от класса, ценового сегмента и пр. За всю историю премии самый большой отрыв от соперников — в 212 баллов — набрали Peugeot 405 в 1988 году и столько же Volkswagen Golf седьмого поколения в 2010-м.
Год | Автомобиль года и его ближайшие соперники | Набранные очки | Количество участников |
2018 | Volvo XC40 Seat Ibiza BMW 5-series |
325 242 226 |
37 |
2017 | Peugeot 3008 Alfa Romeo Giulia Mercedes E-class |
319 296 197 |
31 |
2016 | Opel Astra Volvo XC90 Mazda MX-5 |
312 294 202 |
31 |
Североамериканский автомобиль года
Премию присуждают автомобилям любого происхождения, продаваемым на рынках США и Канады. Первые награды North American Car of the Year были вручены лучшему автомобилю и лучшему траку (внедорожнику, пикапу или коммерческому фургону) в 1994 году, а в 2017-м к ним добавилась награда «Лучший утилитарный автомобиль» для SUV и минивэнов. Основателем премии был Кристофер Йенсен (Christopher Jensen), который вдохновил и объединил около 60 автомобильных журналистов из печатных изданий, радио и позже интернета. У премии нет спонсоров от авторынка, она существует за счет взносов членов жюри, сейчас их 53. С июня начинается подбор новинок для участия в конкурсе, которые проходят три фильтра голосования, и к автосалону в Лос-Анджелесе (который проходит в начале декабря) остаются по три финалиста для каждой номинации. Дальше их выбирают шесть членов оргкомитета, а в январе на Североамериканском международном автосалоне в Детройте объявляются победители. Участников оценивают по наличию инноваций, дизайну, безопасности, производительности, технологиям, удовлетворенности владельцев и стоимости.
Год | «Автомобиль года» Победитель и финалисты |
«Трак года» Победитель и финалисты |
«Утилитарный автомобиль года» Победитель и финалисты |
2018 | Honda Accord KIA Stinger Toyota Camry |
Lincoln Navigator Chevrolet Colorado ZR2 Ford Expedition |
Volvo XC60 Alfa Romeo Stelvio Honda Odyssey |
2017 | Chevrolet Bolt Genesis G90 Volvo S90 |
Honda Ridgeline Ford F-series Super Duty Nissan Titan |
Chrysler Pacifica Jaguar F-Pace Mazda CX-9 |
2016 | Honda Civic Chevrolet Malibu Mazda MX-5 Miata |
Volvo XC90 Honda Pilot Nissan Titan XD |
— |
Премии отдельных стран
С национальными премиями в разных странах дела обстоят совершенно по-разному: где-то их нет вообще (например, во Франции), где-то их с десяток. В США звание американского автомобиля года присуждает чуть ли не каждое издание или сайт о машинах, и конкуренция идет не только среди транспортных средств, но и среди устроителей конкурсов.
Больше всего различных наград вручают в Великобритании, поскольку в этой стране много уважаемых во всем мире изданий: Auto Express, Evo, Fifth Gear, Top Gear, What Car? и другие. Суть премий у всех похожа — редакция выбирает лучшие машины среди новинок. Отличаются они тем, что у кого-то много номинаций, охватывающих весь рынок (у Auto Express их 33, включая не только множество классов машин, но и премии лучшему водителю, рекламе, поддержке в соцсетях, а у What Car? 22 номинации), а у кого-то свои критерии отбора: например, награждают только спортивные автомобили, только те машины, которые участвовали в тестах (так было у Fifth Gear и Top Gear). Но появилась и единая премия UK Car of the Year Awards, которую присуждают 27 автожурналистов в 13 номинациях. Ее первые награды были вручены в январе 2018-го, и автомобилем года стал Volvo XC60.
В Германии премия German Car of the Year также впервые была вручена в этом году. Любопытно, что среди партнеров премии указана награда «Международный автомобиль года». Немецким автомобилем 2018 года назван Jaguar I-Pace. Его выбрали из 60 новинок 14 членов жюри, представляющих независимые автомобильные издания.
В Америке собственные автомобильные конкурсы проводят несколько журналов: Automobile и Motor Trend входят в один издательский дом, причем премия последнего, как уже упоминалось, имеет самую длинную историю среди всех автомобильных наград в мире. Также свои конкурсы проводят Car and Driver и MotorWeek. Интернет-издание cars.com награждает любые машины независимо от категории, U.S. News определяет лучшие машины для семьи и отдельно — лучшее вложение денег, CarGurus.com выбирает лучшие подержанные автомобили, Grand National Roadster Show — лучшие родстеры всех времен, Северо-западная ассоциация автомобильной прессы на «Фестивале грязи» выбирает лучшие кроссоверы и внедорожники и т. д.
В Японии есть две признанные премии: японский автомобиль года (Car of the Year Japan), основанная в 1980 году, и автомобиль года, выбираемый Конференцией японских автомобильных исследователей и журналистов (Automotive Researchers' and Journalists' Conference of Japan) с 1990 г. Обе премии до 2016 года имели две номинации — для внутреннего рынка и импортируемых моделей, но в 2017-м JCOTY убрала разделение и последнюю награду получил Volvo XC60. RJC, помимо наград автомобилям (Suzuki Swift и Volvo V90 в 2018-м), отмечает отдельные технологии, значимых персон, если таковые есть, и вручает специальную награду за особые достижения.
В Китае собственная премия существует с 2014 года. Какому автомобилю ее вручить, определяют 29 главных редакторов автомобильных изданий и сайтов. Каждый из них выбирает пять новых моделей, представленных в Поднебесной. Далее семь самых популярных попадают в шорт-лист, победителем становится тот, который получил наибольшее количество баллов. Также выбираются SUV, «зеленый», «спортивный» автомобиль года, а также модели с лучшим дизайном.
Индийский автомобиль года Indian Car of the Year Award создан в 2006 году по образу и подобию европейской премии. В жюри входят 18 автомобильных журналистов, которые выбирают конкурсантов из всех машин, представленных на индийском рынке. Чаще всего побеждали доступные компактные модели: Hyundai Verna / Hyundai Accent (2018), Maruti Suzuki Vitara Brezza, Hyundai Creta, Hyundai Elite/i20, Hyundai i10 Grand, Renault Duster, Maruti Suzuki Swift, Ford Figo/Fiesta, Tata Nano (2010).
Автомобильные премии в России
У нас тоже есть несколько конкурсов для автомобилей. Самый раскрученный из них — «Автомобиль года», который проводится с 2000 года. Особенностью этой премии является «жюри» — это все желающие, кто принял участие в голосование и выбрал в 23 номинациях лучшую машину. Для того, чтобы привлечь людей для голосования, среди них разыгрывается автомобиль, который вручается участнику, угадавшему всех победителей. Сделать это непросто, ведь обычные люди голосуют по совершенно различным принципам: «нравится — не нравится», машина мечты, оценка дизайна, понимание красоты технических решений или просто «хочу такую, как у соседа», а в одной категории могут оказаться хоть и машины из одного класса, но совершенно разные по уровню оснащения и цене. За 18 лет существования премия стала достаточно популярна: в 2018 году в голосовании приняли участие 1 068 215 человек. В этом же году конкурс пополнился «Рейтингом», в котором также все желающие из списка выбирают самые «семейные», «современные», «надежные» автомобили и «рабочие лошадки».
«Автомобили года»-2018» по мнению россиян
Класс | Автомобили (1-е, 2-е, 3-е места) | Класс | Автомобили (1-е, 2-е, 3-е места) |
Городские автомобили | KIA Picanto Ravon R2 Fiat 500 |
Универсалы повышенной проходимости | Lada Vesta SW Cross Subaru Outback Volvo V90 Cross Country |
Малый класс | Lada Vesta / Lada Vesta SW KIA Rio Hyundai Solaris |
Компактные внедорожники | Subaru XV Hyundai Creta Lada XRay |
Малый средний класс | Ford Focus Toyota Corolla Volkswagen Jetta |
Легкие внедорожники | Skoda Kodiaq Volkswagen Tiguan Renault Koleos |
Средний класс | Hyundai Sonata Skoda Octavia Kia Optima |
Средние внедорожники | Toyota Land Cruiser Prado Hyundai Santa Fe Уаз Патриот |
Бизнес-класс | BMW 5 Серии Mercedes-Benz E-Класс Genesis G80 |
Тяжелые внедорожники | Land Rover Range Rover Toyota Land Cruiser200 Audi Q7 |
Представительский класс | Mercedes-Benz S-Класс Lexus LS Bmw 7 Серии |
Пикапы | Mitsubishi L200 Volkswagen Amarok Toyota Hilux |
Представительский класс «премиум» | Mercedes-Maybach S-Класс Rolls-Royce Phantom Maserati Quattroporte |
Компактвэны | Volkswagen Caddy Lada Largus Citroen C4 Picasso/ Citroen Grand C4 Picasso |
Купе | Chevrolet Camaro Porsche 718 Cayman Audi Tt Coupe |
Минивэны | Volkswagen Multivan Toyota Alphard Mercedes-Benz V-Класс |
Купе «премиум» | Audi R8 Coupe BMW I8 Nissan GT-R |
Мини-фургоны | Lada Largus Фургон Volkswagen Caddy (коммерческий) Renault Dokker Van |
Грантуреры | KIA Stinger Porsche Panamera Audi A7 Sportback |
Легкие фургоны | Ford Transit Custom Volkswagen Transporter Mercedes-Benz Vito Van |
Кабриолеты и родстеры | Porsche 718 Boxster Mercedes-Benz E-Класс Кабриолет BMW 4 Серии Кабриолет |
Фургоны | Volkswagen Crafter Газ Газель Next Ford Transit |
Кабриолеты и родстеры «премиум» | Mercedes-AMG GT Родстер Lamborghini Aventador S Roadster Porsche 911 Carrera Cabriolet/Porsche 911 Targa |
В противовес «Автомобилю года» в 2012 году появилась национальная премия экспертов автомобильного бизнеса «Топ-5 Авто», а первое вручение наград по пяти основным номинациям и трем дополнительным произошло в 2013-м. Основное отличие — профессиональное жюри, в которое входят около 40 российских автомобильных журналистов, а в последнее время и блогеры. С момента основания его возглавлял ведущий автомобильных программ на радио «Эхо Москвы» Александр Пикуленко, с февраля 2015 года — главный редактор радио «Страна» Антон Чуйкин. Состав жюри год от года меняется, причем в профессиональной среде есть мнение, что некоторые эксперты уходили из премии из-за сомнений в ее объективности. Кандидатами конкурса могут стать только новые или сильно обновленные модели, которые прошли российскую сертификацию. Сначала из всего списка кандидатов выбирают пять номинантов, премия вручается набравшему наибольший балл по всем оценкам.
Победители премии «Топ-5 Авто»
Номинация | 2018 | 2017 | 2016 |
«Компактный городской автомобиль» | Lada Vesta SW/SW Cross | Audi A3 | Lada Vesta |
«Большой и представительский городской автомобиль» | Mercedes-Benz S-класса Volvo V90 Cross Country |
Volvo S90 | Škoda Superb |
«Компактный кроссовер/внедорожник и автомобиль повышенной проходимости» | Volvo XC60 | Hyundai Creta | Hyundai Tucson |
«Большой кроссовер/внедорожник» | Range Rover Velar | Cadillac XT5 | Volvo XC90 |
«Спортивный автомобиль/купе/родстер/кабриолет» | Lexus LC 500 | Nissan GT-R | Jaguar F-Type AWD |
«Легкий коммерческий автомобиль/пикап» | Renault Dokker | Volkswagen Amarok | ГАЗель Next фургон |
Необычные премии
Помимо разнообразных, но достаточно стандартных наград, автомобили могут оцениваться и по особенным качествам. Так, достаточно популярна премия, определяющая лучший автомобиль в роли тягача для прицепа или дома на колесах, — Tow Car Awards. Победитель определяется в ходе реальных испытаний, включающих проверку безопасности, управляемости, простоты крепления, грузоподъемности и прочих факторов. Причем выбирают не просто модель, а конкретную версию. В 2018 году лучшим перевозчиком признан BMW 520d Touring xDrive M Sport, в 2017-м — Land Rover Discovery 3.0 Td6 HSE, в 2016-м — Skoda Superb Hatch 2.0 TDI 150PS SE Business.
Премия FirstCar Awards определяет лучшие автомобиля для новичков. У нее есть номинация «Лучший автомобиль для обучения», победителем которой в 2018 году стал Citroёn C3, «Самый безопасный автомобиль года» — Volkswagen Polo, «Лучший подержанный автомобиль» — Ford Fiesta (2008–2017) и «Лучший первый автомобиль года» — Nissan Micra. Отдельно премия вручается за безопасные технологии, лучшей в этом году была признана Toyota Safety Sense.
Ну и не обошлось без феминизма. Женщины учредили несколько своих автомобильных премий, самой известной из которых стала международная Women’s World Car of the Year. Жюри сейчас состоит из 33 женщин — представительниц разных стран, среди которых от России судит автомобильный журналист Олеся Репкина. Из сотен автомобилей в семи номинациях они выбирают лучшие с точки зрения безопасности, соотношения цены и качества, эстетики, организации пространства для хранения, удобства для детей, легкости вождения, экологичности. В 2017 году автомобилем года и «зеленым» автомобилем года стал Hyundai Ioniq, семейным авто — Mazda CX5, спортивным — Honda Civic Type R, бюджетным — Ford Fiesta, люксовым — BMW 5 Series, внедорожным — Peugeot 3008.
Напомним, что большая часть вышеперечисленных премий вручается новым автомобилям. И хотя по большей части они проходят тест-драйвы, а оценки выставляют профессионалы, то, как они будут вести себя в эксплуатации, эксперты могут только прогнозировать. Если при выборе автомобиля важно быть в тренде, то к ним можно прислушаться. Но когда машину покупают исходя из практических качеств, лучше обратиться к исследованиям, в которых учтен реальный опыт потребителей. Подробнее о результатах таких рейтингов — в нашем материале «Самые надежные автомобили. Сводный мировой рейтинг Drom.ru».