Чувство соли

Чувство соли

В августе этого года гоночная команда российских энтузиастов на мотоцикле «Урал» впервые установила три рекорда скорости на легендарной Неделе скорости в Бонневилле — Bonneville Speed Week 2018.

Те, кто бывал на «соли», знают, как на нее просто «подсесть». Есть что-то особое, первобытное в этом удивительном месте, расположенном на расстояние почти 9000 км от столицы России, возле небольшого американского городка Вендовер. Возможно, это древнейшая история соляных озер, превратившихся в твердую равнину еще в эпоху мезозоя, а может быть, и общая атмосфера места, в которое вот уже более 100 лет увлеченные скоростью люди вкладывают всю свою душу и сердца, а иногда и жизни.

Чувство соли

Бонневилль

Легендарные соляные озера в штате Юта, о которых мы уже как-то вам рассказывали, до этого лета не покорялись русскому человеку. Ставить там рекорды далеко, дорого и неудобно. Но всегда находится кто-то первый.

Команда Fine Custom Mechanics три года приезжала на озера Бонневилля, чтобы установить рекорд скорости. Однажды им это почти удалось. На мотоцикле «Бонни», построенном на базе советского «Урала»-72, в августе 2016 года они сумели показать рекордное время, но из-за существенной поломки двигателя не смогли подтвердить рекорд на следующий день. Так они и уехали, «положив» за это короткое время три мотора. Если кто-то захочет посмотреть фильм, который сняли про эту историю, его можно найти здесь.

Сергей Мальцев, руководитель кастом-мастерской Fine Custom Mechanics, где создавался этот мотоцикл, сделал правильные выводы, смысл которых сводился к тому, что рекордное транспортное средство должно быть прежде всего простым и надежным. И пообещал вернуться в Бонневилль еще раз, чтобы установить полноценный рекорд.

Чувство соли

Сергей Мальцев

Главной задачей стало не только построить правильный мотоцикл, но и собрать команду единомышленников.

И вот в 2018 году это произошло.

Команда

Чувство соли

Команда — это всегда та боевая единица, на которой все и держится. Основным костяком стали сотрудники Fine Custom Mechanics (FCM). По словам Сергея Мальцева, мотоцикл придумали три человека — инженеры Георгий Блинов и Михаил Чураев, а также Петр Лапшенков, который принимал участие в работе по строительству, координировал весь проект и в итоге стал первым, кто проехал на мотоцикле по соли и установил рекорд. Георгий и Михаил в дальнейшем отвечали за работы по двигателю. А обтекателем, баком, задней частью мотоцикла занимался Алексей Черенок — что называется, с чистого листа алюминия. Чуть позже к команде присоединилась и Наталья Любимова, двукратная чемпионка России по шоссейно-кольцевым мотогонкам.

Наталья хорошо знакома с мотоциклами «Урал», так как выступала на них на протяжении шести лет. Некоторое время тому назад Наталья перестала выступать в мотогонках и сосредоточилась на работе тим-менеджера «Яхнич моторспорт».

«Я знал, что она ездила на “Уралах”, и подумал, что будет здорово замкнуть этот круг — вновь сесть за руль этого мотоцикла. Да и вообще будет прикольно, если девчонка жахнет там рекорд. И она согласилась. И жахнула», — рассказал Сергей Мальцев.

Чувство соли

Петр Лапшенков и Наталья Любимова

В Бонневилль отправилось шесть человек: Сергей, Петр, Наташа, Георгий и Михаил, а также жена Михаила Ирина, а на месте нашу команду встречали их друзья по предыдущим попыткам — Кэтти и Шон. Ребята познакомились с этой чудесной парой в интернете, и те охотно помогали им в их поездках и всех сложностях, с которыми приходилось сталкиваться.

Почему «Урал»?

Мотоцикл «Урал» был выбран неспроста. Перед командой FCM не стояло задачи просто установить в Бонневилле рекорд скорости, была задача сделать это именно на отечественном мотоцикле, а «Урал» подходил для этих целей как нельзя лучше.

Чувство соли

«Мы хотели показать, на что способен этот мотоцикл, — сказал Сергей Мальцев. — Положа руку на сердце, я могу сказать, что ничего особенного в нем самом нет — и это самое интересное. Потому что для простого в общем-то мотоцикла мы смогли придумать и осуществить ряд инженерных решений, отработать их в боевых условиях и продемонстрировать, что «Урал» при этом отлично все перенесет и будет готов работать дальше.

Да, существует совершенно другая техника, демонстрирующая запредельные скорости, и мы не планировали с ней тягаться. Но тот факт, что мы смогли развить 200 км/ч на «Урале», сопоставим с тем, как на Челленджере разогнались до 720 км/ч. Нашему результату предшествовала огромная слаженная работа, и именно она привела к той заветной цели, которую мы достигли».

URAL PUNCHER CR. Как все происходило

Чувство соли

Проект стартовал в ноябре 2017 года.

«Всю осень мы теоретизировали, делали чертежи, придумывали, что и как будем делать, — рассказал механик FCM и пилот и рекордсмен Бонневилля-2018 Петр Лапшенков. — В ноябре мы загнали стоковый “Урал” на подъемник и начали его разбирать. И реально взялись за работу уже в январе, когда в наших головах созрел окончательный план. Проект мы назвали Ural Puncher CR».

Конечно, первым делом был подробно изучен регламент соревнований и был подобран класс, под который подходил отечественный «Урал» 1978 г. вып. Это был класс «продакшн байк» — стоковая конструкция с небольшими модификациями для мотоциклов с объемом двигателя не выше 650 куб. см. И еще один — для таких же мотоциклов, но с обтекателем. Первый вариант класса обозначается аббревиатурой MPBG650, а второй — MPSPBG650.

Чувство соли

Вообще регламент классов в Бонневилле это некий конструктор. Каждое свойство рекордного транспортного средства обозначается в нем определенной буквой, которые можно комбинировать между собой.

Например — MPBG это Modified Pushrod Blow Gas, т. е. модифицированный бензиновый мотоцикл. Добавленные литеры PS обозначают Partial Streamline, т. е. мотоцикл с обтекателем; цифры 650, как понятно из вышесказанного, объем двигателя.

Чувство соли

Поскольку на соли соревнуются не крупные компании, а простые люди, и большинство из них на собственные, иногда последние, деньги, то организаторы предъявляют довольно мягкие требования к рекордным средствам — во всем, пока речь не заходит о безопасности. Например, в регламенте сказано, что тормоза должны быть «адекватными», а покрышки вполне могут быть дорожными — без уточнений. Специальные гоночные шины необходимы только для транспортных средств, разгоняющихся свыше 200 миль в час. Но вот, например, требования к гоночной амуниции очень жесткие.

Чувство соли

Наталья Любимова: «Мой комбинезон выглядит как обычный мотоциклетный комбез, но к нему все равно есть ряд существенных требований, которые нельзя обойти: например, покрытие должно быть сшито почти на 100% из кожи. Кевларовые вставки позволены лишь на местах сгибов, вне критичных мест разрешается перфорация. И, кстати, комбинезон может быть раздельный на молнии или целиковый. Мне сшили специальный, исходя из всех требований к нашей категории. И Сергей, когда его увидел, даже вспотел. Думал, что не допустят. Но все было по правилам».

Чувство соли

«С января до апреля мы очень плотно работали над мотоциклом, а к апрелю он у нас уже стоял на колесах, — рассказывает Сергей Мальцев. — С деньгами на проект было не густо, и мы решили попробовать “продать” его спонсорам и привезли уже почти готовый “Урал” на выставку “Мотовесна”. Там повесили огромные баннеры с приглашением присоединиться к нашему проекту за вменяемые деньги, надеясь, что кто-то скажет — “Какое крутое мероприятие, хочу поучаствовать!”. Но нет, не помогло.

Чувство соли

По сути, тогда у нас была лишь рама, колеса, сиденье и бак. Нагнетатель уже был готов, но первые испытания мы проводили на атмосферном моторе. Потом к нам приехал наш товарищ из Беларуси Артемий Верас, который делал нам инжектор, привез стенд, и все остальное мы уже настраивали на стенде. Этим мы занимались в мае. Ну а в июне мы уехали в Биарриц на фестиваль Wheels and Waves, и почти месяц провели там. Так что у нас фактически оставалась лишь половина июля, чтобы что-то донастроить, прокатиться, получить результаты, затем сколотить огромную коробку, в которой будут транспортировать наш “Урал” в Америку, запаковать и составить перечни 200 позиций по запчастям, что мы брали дополнительно с собой».

Чувство соли

Еще одна проблема возникла там, где не ждали. В связи с чемпионатом мира по футболу в эти дни «опасный груз», к которому был причислен и мотоцикл «Урал», был запрещен к транспортировке самолетами над страной. Пришлось ждать 26-го числа, а это означало, что риск опоздания на заезды был очень велик: таможня в двух странах плюс перевозка мотоцикла из Нью-Йорка в Солт-Лейк-Сити могла занять неделю, а могла и две, и даже больше. Решили не рисковать. Сергей вместе с Георгием прилетели в Нью-Йорк на несколько дней раньше и сами перевезли байк из Нью-Йорка в Бонневилль, проехав 4000 км за три дня.

Чувство соли

…Бонневилль — это отдельная жизнь и отдельная история. А люди, которые туда приезжают, это отдельные люди. Организаторы, маршалы, техинспекторы — из года в год это одни и те же люди, для которых соль стала смыслом жизни. Это же касается и рекордсменов. Все они искренне радуются, когда кто-то устанавливает новый рекорд.

Каждый август там собираются тысячи увлеченных людей, которые весь год готовились к этому событию. Похоже, наши ребята тоже заразились этой болезнью.

«Ты знаешь, — говорит Сергей Мальцев, — я себя без соли уже не очень представляю. Как я на следующий год не увижу соль?».

И таких фанатов, как Сергей, каждый год там собирается очень много. Одним из них стал Нил Макдоналд из Новой Зеландии.

Не на жизнь, а на смерть

Чувство соли

В связи с тем, что рекордных классов в регламенте много, то претендентов на установление рекорда в каждом классе бывает обычно совсем мало. В этом году на рекорд в классе MPBG 650 имелся и еще один претендент — новозеландец Нил Макдоналд. И когда команда FCM ехала в этом году на соль, ребята точно знали, что будет соперник.

В прошлом году Нил Макдоналд установил рекорд в 101 милю в час, и в 2018-м собирался его побить. В первый день заездов он проехал по соли со скоростью 115 миль в час, а Петр следом улучшил его результат, разогнавшись до 117-ти.

Но на следующий день Нил Макдоналд не явился на подтверждение рекорда. Наши ребята не знали, что случилось, и решили, что это могла быть такая стратегия. А затем на озерах появились родственники Нила и выяснилось, что он умер. Отказало сердце, когда он возился со своим мотоциклом. Ему был 51 год.

Чувство соли

«Нас это потрясло, — рассказала Наталья Любимова. — Это очень глубокая душевная история о том, как все переплетается: и жизнь, и спорт, и сражение, и борьба… Этот человек 15 лет занимался гонками, ставил рекорды, жил этими рекордами и стимулировал нашу команду на серьезное сражение. И ведь не зря 200 килограммов запчастей лежали у нас в коробках: потому что если бы началась такая битва, то все пошло бы в ход. И наш рекорд мы посвятили Нилу Макдоналду и сообщили об этом по радио. Про таких людей должны знать все».

Антология рекорда

Чувство соли

8 августа. Основная часть команды прилетела в Солт-Лейк-Сити 8 августа, а Сергей и Георгий встретили мотоцикл в Нью-Йорке и сами привезли его в Бонневилль.

10 августа. Команда приехала в Вендовер и оттуда отправилась на соль для прохождения технической комиссии. Это заняло порядка двух часов.

Первая техкомиссия оказалась самой долгой: было необходимо зарегистрироваться и заполнить все документы, а также предъявить все лицензии, гоночное снаряжение, мотоцикл и пр.

После этого, получив разрешения на участие в соревнованиях, команда отправилась в пит-зону и разбила там лагерь. На этом основные события дня закончились. Ребята уехали в гостиницу, чтобы на следующий день рано утром уже быть на озерах.

Чувство соли

11 августа. 9 утра. Первый день заездов начался с общего брифинга, где организаторы рассказывают про соревнование и его правила, желают всем рекордов и исполняют собственный гимн. После общего брифинга для всех новичков (rookies) проводят еще один брифинг, после которого всех провозят по трассе и наглядно все объясняют. Длина трассы для новичков составляет три мили: одна разгонная, одна рекордная и одна «выходная». В итоге новичкам выдают специальные желтые наклейки на шлем, которые можно снять после первых заездов.

Чувство соли

Для новичков предусмотрена отдельная трасса, куда опытные спортсмены не допускаются.

14.16. В первый же день и с первой попытки Петр Лапшенков показал рекордную скорость в 103,392 мили в час, после чего мотоцикл нужно было отогнать в закрытый парк (impound zone), так как на следующий день нужно проехать еще раз на подтверждение рекорда. В закрытом парке техинспекторы проверяют мотоцикл (подтверждение, что это тот самый мотоцикл, что ты зарегистрировал), и после этого есть еще четыре часа на проведение дополнительных технических работ. После этого мотоцикл трогать нельзя.

Чувство соли

12 августа. 7.45 утра. Рано утром Петр подтвердил свой рекорд, показав 114,490 мили в час, в итоге среднее время составило 108,941 мили в час. После этого мотоцикл отогнали в закрытый парк и представители техинспекции разобрали двигатель, чтобы убедиться, что все легально. Затем двигатель опломбировали, мотоцикл вернули и команда смогла надеть обтекатель для установления рекорда в другом классе. Однако заезд решили отложить на следующий день. Из-за длительной техинспекции прошло довольно много времени и условия изменились: воздух прогрелся, состояние соли изменилось — она стала рыхлой и липкой, к тому же трасса уже была прилично разбита.

Чувство соли

13 августа. 7 утра. Команда прибыла на трассу и ожидала, пока все рекордсмены прошлого дня подтвердят свои рекорды. В 9 утра настал их черед. Петр принял участие в заезде в классе MPS-PBG 650, показав скорость в 117,458 мили в час, после чего мотоцикл был вновь отогнан в импаунд-зону, прошел инспекцию и остался там до утра. В этот раз рекорд устанавливался на стандартной трассе (а не для новичков). И эта трасса по своей продолжительности составляет не три мили, а пять: разгонная, три мили для отсечки скорости и одна «выходная».

14 августа. 7.43 утра. Петр подтверждает свой рекорд в классе мотоциклов с обтекателем, продемонстрировав 121, 038 мили в час. Мотоцикл проходит итоговую техинспекцию, а затем и еще одну — по причине замены гонщика.

Чувство соли

9 утра. Наталья Любимова садится за руль и проезжает короткую трассу в порядке ознакомления.

«Из-за того, что все вокруг белое, я никак не могла понять, где заканчивается эта миля, а потом увидела огромные розовые ворота с цифрой 1. Влетела туда, прошла милю, а дальше начала волноваться, так как не видела флага, где нужно съезжать. Проехала дальше — а тут мне уже навстречу наша машина едет, чтобы меня забрать и отвезти назад. Все кричат, волнуются, а Георгий и говорит: “Наташа, ты что издеваешься? Опять рекорд!”».

Чувство соли

Наталья показывает скорость 121,454 мили в час. Мотоцикл отгоняют в закрытый парк.

15 августа. Наталья подтверждает рекорд, продемонстрировав 122,139 мили в час. Команда решает, имеет ли смысл заезжать на еще один рекорд, и принимает решение остановиться на том, что есть. Они проводят фотосессию и уезжают с соли. До следующего года.

Чувство соли

C самого начала соревнований Петр Лапшенков установил сразу два рекорда в своих классах. Предыдущий рекорд скорости с объемом двигателя 650 CC без аэродинамического обвеса 73,041 мили в час был преодолен Петром уже в первой попытке и затем он только улучшил свой результат в контрольном заезде. Официально зарегистрированный рекорд в классе M-PBG 650 (Modified Pushrod Blow Gas) — 108,941 мили в час.

В классе MPS-PBG 650 (Modified Partial Streamline Pushrod Blow Gas) 650-кубовых ретромотоциклов с аэродинамическим обтекателем рекорд Петра — 119,248 мили в час, тогда как предыдущий рекорд составил — 101,259 мили в час.

Дебютный заезд двукратной чемпионки России по шоссейно-кольцевым мотогонкам Натальи Любимовой (Yakhnich Motorsport) с первого заезда принес ей победу и в своем классе она смогла превзойти даже результат Петра. Наталья установила рекорд в классе с обтекателем — 122,259 мили в час.

Установленные рекорды записаны в «Книгу рекордов Бонневилля» как достижения российских пилотов на российском мотоцикле. А Наталья Любимова стала первой русской девушкой, записавшей на свой счет мировой рекорд скорости.

Чувство соли

Что сделали с мотоциклом

Петр Лапшенков: «По регламенту нельзя было трогать основную геометрию рамы, трубы рамы и все остальные основные соединения. Также нельзя увеличивать колесную базу. По двигателю: рабочий объем должен оставаться прежним, мотор обязательно должен быть с наддувом (механический приводной компрессор — за счет этого увеличиваем мощность), плюс штанговый привод клапанов. Картер двигателя должен быть стоковым. Вся конструкция должна быть приближена к реальной.

Колеса и диски мы взяли от старой Хонды, причем оба передних: у «Урала» очень специфичная задняя ступица, и широкое колесо туда поставить нельзя. От Хонды 18” колеса подошли как нельзя лучше. Резина обычная дорожная Pirelli. Соответственно, в заднем колесе мы переварили ступицу, сделали, чтобы она надевалась на кардан.

По двигателю: стояли головки от 750-кубового ураловского мотора нового образца. Весь мотор у нас целиком собран из отечественных запчастей, за исключением компрессора — здесь мы взяли японский Aisin от Subaru. Мы переделали коленвал, сделали новую масляную систему с бОльшим давлением и с другими масляными радиаторами. Поставили свои поршни. На выходе у нас получилось 70 лошадиных сил и 90 ньютонометров крутящего момента вместо 32. Сухой вес у мотоцикла 204 килограмма. В заправленном состоянии — порядка 230. По регламенту бак должен быть не менее пяти литров, но мы решили, что с маленьким баком мотоцикл смотрелся бы негармонично — и сделали его больше минимально разрешенного объема.

Чувство соли

В той конфигурации, которая у нас была на гонке, максимальная конструктивная расчетная скорость составляла 205 км/ч. При этом, поменяв задний редуктор на другой с иным передаточным числом и изменив давление в нагнетателе, мы могли бы достигнуть 224 км/ч. Но это было бы уже опасно: мотоцикл мог не выдержать. Нам удалось подобрать очень тонкую грань между тем, чтобы он показывал хорошие результаты и вел себя стабильно и не ломался. Потому за эти три месяца у нас не было с ним ни единой проблемы, а первый раз вскрыли двигатель на техинспекции».

Наталья Любимова: «В Бонневилле я постоянно рассматривала чужие мотоциклы и все время удивлялась тому, насколько большинство из них было некрасиво. Понятно, что люди едут за рекордами, и красота им важна уже чуть ли не в последнюю очередь. Но сочетание красоты и скорости — это прекрасно. Профессионально и очень круто».

Чувство соли

План Б: Бонневилль — Байкал

— Мы назвали это план «Б», — говорит руководитель Fine Custom Mechanics Сергей Мальцев. — Потому что все три географические точки, которые есть в этом плане, начинаются на «Б»: Биарриц (выполнено), Бонневилль (выполнено) и следующая наша точка — Байкал. Я считаю, что если мы поставили рекорд на соли, то теперь просто обязаны поставить на льду.

У нас уже есть предварительная договоренность об этом с Бурятией — с их стороны на Байкале есть подходящая зона с теплыми боксами и жильем, которая отвечает всем нашим требованиям.

В 2019 году мы хотим провести там пробные заезды и к 2020-му подготовить регламент для участников, привезти судей международной категории и организовать там крупное международное событие, которое могло бы стать ежегодным. У нас помимо России много друзей-мотогонов из Германии и Италии, которые хотели бы принять участие в таких гонках. Думаю, все получится.

Фотобонус

Чувство соли Чувство соли Чувство соли Чувство соли Чувство соли Чувство соли Чувство соли Чувство соли Чувство соли

Чувство солиЧувство солиЧувство солиЧувство соли

Оцените статью!
[Всего: 0 Среднее: 0]
Оставьте ответ
 

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.