Все подробности про будущий Гран-при Вьетнама и городскую трассу в Ханое

На этой неделе промоутеры Формулы 1 Liberty Media и администрация города Ханой (Вьетнам) объявили, что в апреле 2020 года в столице Вьетнама пройдет первый Гран-при Формулы 1.

Гран-при Вьетнама — первое новое событие в Формуле 1, которое представляет Liberty Media; оно станет еще одним Гран-при, проходящим в Азиатском регионе планеты наряду с Сингапуром, Китаем и Японией, и является частью долгосрочной стратегии Формулы 1 по расширению охвата аудитории автоспорта по всему миру.

Со стороны Вьетнама многолетнее соглашение о проведении Гран-при на городской трассе с Liberty Media подписал промоутер Vingroup.

Вьетнам станет четвертой городской трассой F1 наравне с Монако, Сингапуром и Азербайджаном. Ее протяженность составит 5,565 км и будет включать 22 поворота.

Для создания нового полустационарного уличного трека (именно таким образом задумывалась в свое время гоночная трасса в Сочи), команда Motorsport F1 начала сотрудничество в области проектирования и дизайна с компанией Tilke. Новый трек будет включать в себя как уже существующие городские дороги, так и специально построенные отрезки для увеличения зрелищности.

Чейз Кэри, председатель и главный исполнительный директор Формулы 1:

«Мы рады сообщить, что в Ханое пройдет Гран-при Формулы 1. С момента нашего прихода в этот вид спорта в 2017 году мы стали говорить о привлечении новых городов и стран для повышения привлекательности Формулы 1, а вьетнамский Гран-при поможет реализовать наши амбиции. Ханой — один из самых удивительных городов мира с богатой историей и невероятным будущим. Это идеальная формула для гонок Гран-при, и я с нетерпением жду, чтобы это стало настоящим событием в календаре F1».

Что нам ждать в апреле 2020 года?

Заимствование отдельных наиболее удачных участков мировых гоночных трасс — далеко не новый прием в автоспортивной архитектуре.

Мы знаем пример трассы Поль Рикар во Франции, а также Трассы Америк в Техасе. Так, при строительство последнего архитекторы использовали среди прочих поворотов знаменитую связку Maggotts-Becketts-Chapel из Сильверстоуна, а также мультиапексный восьмой поворот трассы в Стамбуле. Та же стратегия была выбрана и для нового трека во Вьетнаме, который будет расположен в западной части города в окрестностях стадиона Ми Динь.

Все подробности про будущий Гран-при Вьетнама и городскую трассу в Ханое

Трасса Поль Рикар

Основная задача при проектировании нового трека заключалась в том, чтобы создать уникальный «гибридный» макет, сочетающий характеристики уличной разборной трассы и стационарного автодрома в рамках городской географии и топографии.

Больше всего дизайнеры и разработчики старались избежать стандартных городских 90-градусных поворотов, при этом сохранив всю жесткость и требовательность городской трассы, и добавить таких секторов, где бы пилоты могли плотно посоревноваться друг с другом.

За основу поворотов 1 и 2 взяты аналогичные повороты на немецком Нюрбургринге. Лучшим примером борьбы на этом секторе является памятный обгон Джанкарло Физикеллы Хуаном Пабло Монтойя в 2006 году. Тогда колумбиец использовал всю длину стартовой прямой для разгона, завершая свой маневр именно в зоне торможения первого поворота.

Все подробности про будущий Гран-при Вьетнама и городскую трассу в Ханое

При создании первого и второго поворотов Ханойского трека за основу взяли первые повороты на трассе Нюрбургринга, одни из самых сложных для обгонов

Также знакомой может показаться и связка поворотов 12-15, примером для которой послужил первый сектор знаменитой городской трассы Монако от первого поворота, вверх в горку и вплоть до третьего поворота в Массене перед «Казино».

Все подробности про будущий Гран-при Вьетнама и городскую трассу в Ханое

Связка поворотов с 12-го по 15-й была вдохновлена сектором знаменитой городской трассы в Монако от первого поворота наверх к Массене

Связка поворотов с 16-го по 19-й имитирует собой скоростную связку шикан с третьего по седьмой повороты на японской Сузуке, ну а последние три поворота — это не что иное, как быстрые правый и левый повороты с последующим сужающимся входом на малазийском Сепанге.

Эта сложная финальная связка предполагает, во-первых, что пилоты будут много ошибаться, и, во-вторых, смогут разгоняться с помощью слипстрима для атаки в первом повороте.

Все подробности про будущий Гран-при Вьетнама и городскую трассу в Ханое

Связка поворотов с 16-го по 19-й имитирует собой скоростную связку шикан с третьего по седьмой повороты на японской Сузуке

Как создавался первоначальный макет трассы?

Конечно, создание макета и дизайна для подобного трека — процесс весьма и весьма небыстрый. Первым шагом стало предоставление группой технической поддержки полной информации о потенциальных локациях, предварительных схем трека и первых компьютерных макетов его организации. Вслед за этим была создана имитационная модель трека для проведения его анализа. Именно на этом этапе можно было оценить потенциальные скорости автомобиля, перегрузки и другие характеристики трассы.

Окончательный проект станет результатом сотрудничества команды Motorsport F1, компании Tilke, администрации города Ханой и FIA, которая также принимает непосредственное участие во всем процессе.

Все подробности про будущий Гран-при Вьетнама и городскую трассу в Ханое

Основной характеристикой будущей трассы станут длинные прямые, протяженность одной из которых составит 1,5 км, а максимальная скорость там сможет достигать 335 км/ч

Что ждет пилотов и зрителей?

Для поклонников Формулы 1 эта трасса станет привлекательна потенциальной возможностью для многочисленных обгонов. Ну а пилотам придется оттачивать до предела свои навыки.

Трасса будет обладать всей палитрой поворотов и связок — от медленных «шпилек» и техничных среднескоростных поворотов до высокоскоростных шикан и длинных прямиков. Два первых сектора ведут к нескольким медленным поворотам и длинной прямой, в то время как последний сектор будет, наоборот, включать в себя множество поворотов и шикан.

Длинные прямики усложнят задачу для команд, которым придется искать баланс между скоростью и прижимной силой для защиты и атаки на связках поворотов.

Любопытно, что питлейн не включает в себя первый и последний повороты и таким образом сокращает время на пит-стопы (за счет быстрого проезда по питлейну), а это, в свою очередь, должно сделать более привлекательной для команд тактику нескольких пит-стопов.

Что дальше?

Представители F1 успели неоднократно побывать на будущем месте проведения Гран-при. Чарли Уайтинг уже встречался с представителями промоутера по вопросам омологации трассы и присвоения будущей трассе Grade 1 (максимальный уровень омологации, необходимый для проведения F1), разъясняя все необходимые условия для этого.

Все подробности про будущий Гран-при Вьетнама и городскую трассу в Ханое

Сейчас может казаться, что апрель 2020 года наступит еще нескоро, но для реализации столь сложного проекта понадобится немало времени. Прежде всего должны быть созданы и заверены детальные проекты трассы и всех сооружений, точно так же, как проект строительства и общий план трассы.

 

Немного из истории и экономики Формулы 1, что поможет прояснить некоторые подробности нового Гран-при (по материалам сайта Forbes.com)

Любопытно, что переговоры о проведении Гран-при Вьетнама велись уже довольно давно. Это вопрос поднимался еще при Берни Экклстоуне, однако именно Берни тогда заблокировал этот проект, заявив, что эта страна гораздо более известна своей 20-летней войной, нежели любовью к автоспорту. И это при том, что Вьетнам был готов заплатить за десятилетний контракт 391,2 млн долларов.

В 2010 году во Вьетнаме даже планировали построить автодром — недалеко от Хо Ши Мина, но организаторы столкнулись с одной довольно неожиданной проблемой: в то время по закону местным жителям было запрещено делать ставки во время спортивных соревнований, несмотря на их большую страсть к азартным играм. Но затем этот закон получил послабление: теперь вьетнамцы могли обращаться к букмекерам в том случае, если их ежемесячный доход превышал 440 долларов. Следом за этим во Вьетнаме построили и открыли первый гоночный трек.

«Вьетнам не располагает никакой гоночной историей в принципе, — сказал Экклстоун. — И мне не хочется проводить еще одну гонку, за которую меня будут критиковать. Достаточно уже того, что меня раскритиковали за Баку и Россию».

Все подробности про будущий Гран-при Вьетнама и городскую трассу в Ханое

Баку

Критика была связана с тем, что, хотя новые площадки для проведения Формулы 1 и способствуют появлению новой аудитории, это идет в ущерб тем странам, где Формула 1 зарождалась в 50-е годы. Речь, конечно, шла прежде всего про Францию, где Формула 1 не проводилась несколько лет, и Великобританию.

Но в 2018 Гран-при Франции состоялось вновь. В календарь также вернулось и Гран-при Германии. Однако Liberty Media здесь как раз ни при чем — инициатором переговоров выступал еще Берни Экклстоун. Что же касается Liberty, то им сейчас предстоит операция по спасению Гран-при Великобритании. Гонка в Сильверстоуне проходит ежегодно начиная с 1987 года, но 2019-й может стать последним в календаре Ф1, т. к. владельцы автодрома досрочно расторгли контракт в прошлом году из-за растущих взносов за проведение (по условиям договора каждый следующий год обходится промоутерам на 5% дороже, т. е. если в 2010-м они заплатили 11,5 млн фунтов стерлингов, то в 2017-м уже 16,2 млн).

Все подробности про будущий Гран-при Вьетнама и городскую трассу в Ханое

Сильверстоун

Однако руководству Формулы 1 необходимо где-то брать средства на постоянное строительство своей империи. Например, Монако за Гран-при в Монте-Карло вообще не платит никаких взносов, а больше всего за право проведения Формулы 1 платят Азербайджан и Бахрейн — по 37,5 млн и 63,2 млн долларов соответственно. Понятно, что здесь деньги дают не сами промоутеры, а руководство страны за то, чтобы получить телевизионную аудиторию Формулы 1. В среднем же такие взносы составляют порядка 31 млн долларов.

Но в 2020 году истекают сроки договоров с 11-ю организаторами Гран-при, а на данный момент имеется лишь 17 автодромов, омологированных под проведение Формулы 1, которые сейчас не задействованы в процессе. Это значит, что по большому счету у руководства Ф1 окажутся связаны руки, когда встанет вопрос о продлении старых или заключении новых соглашений, т. к. при необходимости промоутеры этих автодромов могут выставлять свои условия. Таким образом, появление в календаре нового и сговорчивого промоутера в любом случае играет на руку владельцам Королевских гонок.

Все подробности про будущий Гран-при Вьетнама и городскую трассу в Ханое

Да, Вьетнам по индексу восприятия коррупции ранжируется ниже Египта, Алжира и Эфиопии и далеко не является лучшим рынком для команд, участвующих в Формуле 1, большинство которых располагается в Англии, а, значит, гораздо более заинтересованы в сохранении домашнего Гран-при. Ну и для самих Liberty было бы намного логичнее развивать Формулу 1 на американском континенте, добавив несколько гонок неподалеку, чтобы сократить расходы команд, нежели включать в календарь Ханой, который находится почти в двух тысячах километров от Шанхая как ближайшего места проведения Гран-при.

Но, с другой стороны, именно Вьетнам даст Liberty Media отличную прибыль и повысит стоимость их акций. К тому же если конфигурация трассы и в самом деле окажется столь интересной и зрелищной, как обещает быть, телевизионной аудитории будет безразлично, где именно проходит гонка и каково экономическое положение принимающей ее страны. Так что в целом появление Гран-при Вьетнама может и поспособствовать плану Liberty Media по увеличению зрелищности Формулы 1 и привлечению новой аудитории. И получению альтернативы для заключения новых договоров.

Оцените статью!
[Всего: 0 Среднее: 0]
Оставьте ответ
 

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.