Дизайн от Zagato, японский салон и чужой индекс: мифы и факты о ВАЗ-2110
АВТОВАЗ наконец-то объявил цены на спортивную Весту. Новинку предложат только в топовой комплектации.
Среди множества моделей с трудной судьбой, разработанных еще во времена СССР, «беременная антилопа» стоит особняком. Ведь именно «десятка» была для многих долгожданной моделью ВАЗ, наконец-то получившей «иномарочный» дизайн и мощный 16-клапанный двигатель, что позволило ей в начале нулевых конкурировать на равных с 10-15 летними подержанными «европейцами» и «японцами». Но при этом для тысяч владельцев и просто поклонников ВАЗ-2110 многое в истории, связанной с разработкой этого автомобиля, «осталось за кадром». Недостаток информации уже в нашем веке «форумные эксперты» нередко компенсировали забавными псевдофактами, подкреплёнными собственными «расследованиями». Сегодня мы попробуем пролить немного света на особенности рождения этого автомобиля, так и не получившего собственного имени, а навсегда оставшегося «десяткой».
МИФ 1: внешность «десятки» скопировали с Audi 80 и Saab 900
—
миф
Советских дизайнеров неоднократно обвиняли в копировании зарубежных автомобилей — например, в случае с АЗЛК-2141 сходство с французской Simca 1308 было очевидным. А поскольку ВАЗ-2110 со своим «дуто-леденцовым» дизайном радикально отличался как от кирпичеобразных Жигулей, так и от угловатого «зубила», в происхождении внешности советско-российской новинки некоторые опознали «иностранные ноги». Audi 80 B3, Volkswagen Passat B3 и даже (частично) Saab 900 второго поколения — во всех этих моделях скептики видели основу «десятки». Более того, с подачи зарубежного издания «Wheels» (колёса!) еще на ранних стадиях работы над прототипами ВАЗ-2110 в качестве возможных «подрядчиков» называли и такую экзотику, как итальянское кузовное ателье Zagato!
Автомобили от Zagato всегда выделялись специфично-тяжеловесной внешностьюАвтомобили от Zagato всегда выделялись специфично-тяжеловесной внешностьюАвтомобили от Zagato всегда выделялись специфично-тяжеловесной внешностьюАвтомобили от Zagato всегда выделялись специфично-тяжеловесной внешностьюАвтомобили от Zagato всегда выделялись специфично-тяжеловесной внешностью
Эскизы будущего: аэродинамические щитки на колёсах наглядно показывают, насколько дизайнеры хотели улучшить обтекаемость кузова «десятки»
Всё обстояло иначе и проще: многие решения в дизайне «беременной антилопы» объясняются стремлением добиться наилучшей аэродинамики. У советских конструкторов и инженеров были свои мотивы — например, обеспечить потяжелевшей машине лучшие динамические качества при той же мощности двигателя, как у прежних переднеприводников. Поэтому «зализывание» кузова с мягкими переходами и отсутствием выступающих элементов вроде колёсных арок и водосточных желобков было неизбежным, равно как и «бочкообразный» силуэт, в котором многие видели Audi 80 или Passat B3.
Volkswagen Passat B3Volkswagen Passat B3Volkswagen Passat B3Volkswagen Passat B3
Предлагаем читателям с помощью этих фото самостоятельно ответить на вопрос, «слизали» ли ВАЗ-2110 с Пассата
Да, в 1986 году дизайнеры сталкивались «вживую» с новейшим Пассатом в СССР на Дмитровском полигоне, куда «бе-третий» вместе с VW Scirocco попал на зимние испытания. Да, деревянный макет «десятки» продували в аэродинамической трубе Porsche и для наглядности сравнивали с «бочкой». Однако общие пропорции кузова и отдельные решения (например, рамки дверей) на «десятке» и Audi отличались настолько, что говорить о прямом заимствовании нельзя.
В бочкообразном силуэте Audi 80 B3 и вправду есть что-то общее с ВАЗ-2110. Но – лишь на уровне формыВ бочкообразном силуэте Audi 80 B3 и вправду есть что-то общее с ВАЗ-2110. Но – лишь на уровне формыВ бочкообразном силуэте Audi 80 B3 и вправду есть что-то общее с ВАЗ-2110. Но – лишь на уровне формыВ бочкообразном силуэте Audi 80 B3 и вправду есть что-то общее с ВАЗ-2110. Но – лишь на уровне формыВ бочкообразном силуэте Audi 80 B3 и вправду есть что-то общее с ВАЗ-2110. Но – лишь на уровне формы
Обратите внимание на черные рамки дверей Лады – оригинальное стилистическое решение, от которого отказались вскоре после начала серийного производстваОбратите внимание на черные рамки дверей Лады – оригинальное стилистическое решение, от которого отказались вскоре после начала серийного производстваОбратите внимание на черные рамки дверей Лады – оригинальное стилистическое решение, от которого отказались вскоре после начала серийного производстваОбратите внимание на черные рамки дверей Лады – оригинальное стилистическое решение, от которого отказались вскоре после начала серийного производства
Впрочем, ищущий «чужую кровь» да найдёт: в 1984 году в единственном экземпляре был создан ходовой макет Audi 80 Cw-Studie Concept, ставший прообразом «бочки» В3. И вот в его внешности при желании можно найти немного элементов, воплощенных в серийном ВАЗ-2110.
Уже ближе: форма переднего бампера, колёсных арок и корма Audi 80 Cw-Studie Concept действительно такие же, как на ВАЗ-2110
Нужно иметь изрядную долю воображения, чтобы видеть в Saab 99/900 «десятку». Хотя капот шведской машины и заходил на крылья, но открывался он совсем в другую сторону!Нужно иметь изрядную долю воображения, чтобы видеть в Saab 99/900 «десятку». Хотя капот шведской машины и заходил на крылья, но открывался он совсем в другую сторону!Нужно иметь изрядную долю воображения, чтобы видеть в Saab 99/900 «десятку». Хотя капот шведской машины и заходил на крылья, но открывался он совсем в другую сторону!Нужно иметь изрядную долю воображения, чтобы видеть в Saab 99/900 «десятку». Хотя капот шведской машины и заходил на крылья, но открывался он совсем в другую сторону!
VW Auto 2000 – так Volkswagen видел «автомобиль 2000 года» в 1982 году. В нём легко опознаётся будущий Passat B3
МИФ 2: изначально индекс ВАЗ-2110 предназначался седану на базе Самары
—
правда
В восьмидесятые годы на ВАЗе занялись проектом новой «классики», одновременно работая над версией седана на платформе уже готового к запуску в производство хэтчбека ВАЗ-2108. Параллельно над принципиально новым поколением Жигулей и четырёхдверным Спутником вели работы примерно до 1985 года. Вскоре от идеи глубокой модернизации классики решили отказаться, уж слишком много всего нужно было изменить и даже сделать заново. Поэтому заднеприводный ВАЗ-2112 так и остался на стадии дизайн-проектов, а вот «десятка-седан» должна была встать на отдельную нитку конвейера вскоре после выхода пятидверного ВАЗ-2109.
Этот макет Спутника-седана носит индекс ВАЗ-2110 совсем не по ошибке
Но начавшаяся перестройка с последовавшей нехваткой средств для финансирования новых разработок фактически поставила крест на быстром и успешном запуске перспективной модели на второй производственной линии. И тогда на заводе решили доработать сварочное оборудование так, чтобы вместе с переднеприводными хэтчбеками можно было изготавливать и кузова для седанов. Ну а «добавочным» индексом ВАЗ-21099 нарекли не просто так — чтобы запуск седана в серийное производство получился быстрее, официально четырёхдверную Самару стали позиционировать не как полностью новую модель, а как модификацию «ноль девятой». Такая хитрость позволила машине пройти в 1988 году не полный цикл приёмочных испытаний, а упрощенную госприёмку, что допускалось для модификаций. Впрочем, экономические реалии всё равно не позволили «девяносто девятой» встать на конвейер в восьмидесятые годы…
Ну а на второй конвейерной нитке в отдалённой перспективе должен был выпускаться всё-таки автомобиль под индексом ВАЗ-2110, но… уже совершенно другой! Речь именно о той машине, которая впоследствии и стала серийной «десяткой». Работы над этой моделью начались в 1985-м сразу после закрытия проекта «новой классики», а основная часть работ по новому переднеприводнику была выполнена до 1988 года.
Так «десятка» выглядела почти за десять лет до начала серийного производстваТак «десятка» выглядела почти за десять лет до начала серийного производстваТак «десятка» выглядела почти за десять лет до начала серийного производства
Интересно, что со временем обозначение 2112, когда-то предназначавшееся для новых Жигулей, задействовали именно в рамках модельного ряда десятого семейства – под такой моделью выпустили пятидверный хэтчбек. Словом, не пропал ни один индекс…
Хэтчбеку десятого семейства достался индекс несостоявшейся «неоклассики»Хэтчбеку десятого семейства достался индекс несостоявшейся «неоклассики»
МИФ 3: «Десятка» была первым автомобилем ВАЗ, получившим впрыск
—
миф
Тенденция к ужесточению экологических норм еще в восьмидесятые годы заставила конструкторов ВАЗ задуматься о радикальной модернизации системы питания. Ведь выполнять требования для экспорта автомобилей становилось всё сложнее, а в будущем с карбюратором это становилось и вовсе невыполнимой задачей.
Выход в Тольятти видели во впрыске топлива, причем с электронным управлением, а не электромеханическим, как это было ранее общепринято в мире.
Веяния времени
Используя агрегатную базу и платформу «восьмерки» для новой модели, в Тольятти понимали, что к моменту старта серийного производства ВАЗ-2110 «восьмой» мотор неизбежно устареет. Ведь уже с начала…
Вдобавок новомодный «инжектор» отлично сочетался с многоклапанным газораспределительным механизмом, который должен был появиться на перспективной «десятке».
Проведя ряд переговоров с признанными авторитетами в сфере разработки систем впрыска топлива (General Motors, Siemens, Bosch), на ВАЗе остановились на американцах. Причина проста — GM предлагал лучшие условия для «перевода на инжектор» не только будущих моделей, но и актуальных Жигулей, Нивы и Самары, которым такая система питания также была крайне необходима для поставок на экспорт.
В рамках соглашения американские специалисты должны были разработать под вазовские моторы впрыск, соответствующий нормам Евро-1 и США-83, а также провести адаптацию старых двигателей. По контракту GM также должен был поставить около 500 000 комплектов «инжекторов» для комплектации экспортных автомобилей.
Первые «живые» Лады с диковинной системой питания появились еще в 1993-м, то есть за несколько лет до начала сколько-нибудь серийного производства ВАЗ-2110. И это был так называемый моноинжектор (одна центральная форсунка), которым оснащались экспортные Жигули и Нивы. А вот на выпускаемой с 1996-го в Финляндии на заводе Valmet «евросамаре» Lada Baltic появился уже распределённый впрыск — таким же полуторалитровым двигателем ВАЗ-2111 оснащались в Тольятти и обычные Самары для внешних рынков.
Первым автомобилем ВАЗ ,«примерившим» распределённый впрыск топлива на конвейере, стала Лада Самара, а не «десятка»Первым автомобилем ВАЗ ,«примерившим» распределённый впрыск топлива на конвейере, стала Лада Самара, а не «десятка»Первым автомобилем ВАЗ ,«примерившим» распределённый впрыск топлива на конвейере, стала Лада Самара, а не «десятка»
Lada Baltic финского производства была только «инжекторной». Иначе этот автомобиль в Европе было уже не продать.Lada Baltic финского производства была только «инжекторной». Иначе этот автомобиль в Европе было уже не продать.Lada Baltic финского производства была только «инжекторной». Иначе этот автомобиль в Европе было уже не продать.
Производство «десятки» на тот момент еще вовсю «буксовало»: хотя первые ВАЗ-2110 были изготовлены в ОПП еще летом 1995-го, к весне 1996-го было сделано около полутора сотен автомобилей, а более-менее стабильные продажи «состарившейся новинки» стартовали в начале 1997 года. И под капотом этих машин нередко можно было встретить полуторалитровый двигатель с карбюратором Солекс, минимально отличавшийся от обычного ВАЗ-21083.
Ранние «десятки» на заводе оснащались даже штатным люком! Деталь иностранного изготовления имела каталожный номер, но совсем скоро от этой опции отказалисьРанние «десятки» на заводе оснащались даже штатным люком! Деталь иностранного изготовления имела каталожный номер, но совсем скоро от этой опции отказалисьРанние «десятки» на заводе оснащались даже штатным люком! Деталь иностранного изготовления имела каталожный номер, но совсем скоро от этой опции отказались
«Десятка» с карбюратором: как тебе такое, Илон Маск?
Первые машины оснащались тремя восьмиклапанными моторами – обычным 21083, базовым 2110 (тоже карбюраторным) и полуторалитровым же 2111, оснащенным впрыском топливаПервые машины оснащались тремя восьмиклапанными моторами – обычным 21083, базовым 2110 (тоже карбюраторным) и полуторалитровым же 2111, оснащенным впрыском топливаПервые машины оснащались тремя восьмиклапанными моторами – обычным 21083, базовым 2110 (тоже карбюраторным) и полуторалитровым же 2111, оснащенным впрыском топлива
16-клапанный двигатель ВАЗ-2112 был ощутимо мощнее обычных восьмиклапанников, но на первых машинах он не встречался
МИФ 4: после запуска в производство модель пришлось спешно дорабатывать
—
правда
Усовершенствование новой модели — это нормальное явление. Однако именно на «десятке» в первые месяцы после начала серийного производства инженерам пришлось дорабатывать и улучшать множество узлов и агрегатов, включая кузов. Ведь кроме проблем технологического характера, были выявлены и конструктивные просчеты — в частности, ошибочное изменение положения рулевого механизма на щите передка, а также неправильно заложенный радиус по посадочному месту под кронштейн растяжки (краб). В сочетании с другими характеристиками передних стоек и конструкцией их опор всё это сказалось на устойчивости и управляемости не лучшим образом, а «десятка» получила «пустой» руль, что особенно удивляло бывших владельцев «зубил». Вдобавок, податливость передка в зоне передних лонжеронов и трескающиеся в проёмах задние стёкла тут же породили небезосновательное мнение о недостаточной жесткости самого кузова. Обиднее всего, что при испытаниях на стенде «десятка» с её показателем 8000 Нм/градус оказалась гораздо жестче «девяносто девятой» с её «пластилиновыми» 5500 Нм/градус.
Управляемость никогда не была сильной стороной «десятки»Управляемость никогда не была сильной стороной «десятки»
По компоновке и принципиальным решениям ВАЗ-2110 не сильно отличался от Самары. Но у новой модели были свои «детские болезни»
«Новой машины еще не видно, но она уже ослепительна» — составители рекламно-информационного альбома «АвтоВАЗ сегодня и завтра» (1991 г.) скромностью не страдали«Новой машины еще не видно, но она уже ослепительна» — составители рекламно-информационного альбома «АвтоВАЗ сегодня и завтра» (1991 г.) скромностью не страдали«Новой машины еще не видно, но она уже ослепительна» — составители рекламно-информационного альбома «АвтоВАЗ сегодня и завтра» (1991 г.) скромностью не страдали«Новой машины еще не видно, но она уже ослепительна» — составители рекламно-информационного альбома «АвтоВАЗ сегодня и завтра» (1991 г.) скромностью не страдали
Из-за того, что кронштейны крепления передней панели к кузову приваривали с гуляющим до 17 мм зазором, «торпедо» вставало в салон с перекосом или не монтировалось вовсе.
Несколько раз в первые годы меняли и конструкцию, и материал уплотнителей для лобового и заднего стёкол. Ломавшиеся на почти новых машинах коробки передач вынудили изменить технологию изготовления вторичного вала и доработать стопорное кольцо.
На машинах до 2003 года «печкой» заведовала САУО – система с автоматическим управлением отопителем. Впоследствии резистор переключения скоростей отопителя лишился режима «А», став четырёхскоростнымНа машинах до 2003 года «печкой» заведовала САУО – система с автоматическим управлением отопителем. Впоследствии резистор переключения скоростей отопителя лишился режима «А», став четырёхскоростнымНа машинах до 2003 года «печкой» заведовала САУО – система с автоматическим управлением отопителем. Впоследствии резистор переключения скоростей отопителя лишился режима «А», став четырёхскоростнымНа машинах до 2003 года «печкой» заведовала САУО – система с автоматическим управлением отопителем. Впоследствии резистор переключения скоростей отопителя лишился режима «А», став четырёхскоростным
На первых «десятках» были проблемы и с системой охлаждения — трескались расширительные бачки, выходили из строя термостаты. Словом, на практике новая машина оказалась «сырой», так как ломалась куда чаще похожей по конструкции Самары. Ситуация осложнялась и тем, что многие детали было трудно найти в продаже в силу сравнительно небольших объемов их производства.
МИФ 5: Впервые «десятку» показали на выставке в Европе еще в советское время
—
миф
Проходящий доводку на полигоне Porsche в Вайсахе прототип ВАЗ-2110 действительно попал в объектив журналистов-шпионов еще в советское время — в 1990 году, что и породило слухи о том, что новую машину уже «засветили» в Европе. Однако первый громкий (и даже мировой) дебют новой Лады состоялся уже в российский период, когда показанная в конце 1992-года на устроенном фирмой «ЛогоВАЗ» в Московском Манеже машина произвела если не настоящий фурор, то точно оставила у посетителей сильное впечатление даже на фоне новейших иномарок.
Именно эти иностранные фото плохонького качества давали советскому автомобилисту представление о внешности будущей «десятки» еще в 1990 году! Причем серийный автомобиль от этого прототипа отличался не слишком сильноИменно эти иностранные фото плохонького качества давали советскому автомобилисту представление о внешности будущей «десятки» еще в 1990 году! Причем серийный автомобиль от этого прототипа отличался не слишком сильноИменно эти иностранные фото плохонького качества давали советскому автомобилисту представление о внешности будущей «десятки» еще в 1990 году! Причем серийный автомобиль от этого прототипа отличался не слишком сильноИменно эти иностранные фото плохонького качества давали советскому автомобилисту представление о внешности будущей «десятки» еще в 1990 году! Причем серийный автомобиль от этого прототипа отличался не слишком сильно
«Десятка» стала звездой Манежа и мартовского номера «За Рулём» в 1993 году
В 1994-м самый старый российский автожурнал опубликовал первый «тест» еще не серийной новинкиВ 1994-м самый старый российский автожурнал опубликовал первый «тест» еще не серийной новинкиВ 1994-м самый старый российский автожурнал опубликовал первый «тест» еще не серийной новинки
Европейские же почитатели Лад должны были увидеть ВАЗ-2110 на Амстердамском автосалоне-95. Но не сложилось: первый показ «десятки» в Европе решили провести в Брюсселе в январе 1996-го — то есть, за несколько месяцев до начала серийного производства. В силу того, что ВАЗ показывал за рубежом принципиально новые модели не чаще одного раза в десять лет, определённый интерес к обтекаемому седану возник, причем на стенд приходили не только пожилые посетители, как это обычно бывало с Жигулями. Однако время «десятки» в Европе ушло, даже не успев начаться, поэтому повторить рыночный успех Самары ей, что называется, «не светило».
В странах Западной Европы модель знали под «усечённым» индексом Lada 110В странах Западной Европы модель знали под «усечённым» индексом Lada 110
В Греции импортёр Lada Hellas продавал ВАЗ-2110 под названием AquariusВ Греции импортёр Lada Hellas продавал ВАЗ-2110 под названием AquariusВ Греции импортёр Lada Hellas продавал ВАЗ-2110 под названием Aquarius
МИФ 6: Интерьер ВАЗ-2110 был разработан за рубежом по заказу ВАЗа
—
и миф, и правда
Первый вариант салона будущей «десятки» был разработан в Тольятти еще в 1984 году, следующий — в 1986-м, однако частично приняли к запуску в производство лишь третью версию салона, спроектированную в следующем году. По замыслу конструкторов сделанная из АБС пластика панель приборов должна была получить мягкую накладку, а сам салон — множество технологических отличий от интерьеров прежних моделей. А у завода на тот момент просто не было возможности самостоятельно изготовить оснастку для выпуска деталей салона в собственном прессовом производстве. И хотя интерьер был спроектирован заводскими конструкторами, оснастку для его выпуска и даже некоторые детали пришлось заказывать иностранным фирмам.
Оснастку для «торпедо», как и для многих других элементов интерьера «десятки», сделали за рубежом
К примеру, оборудование для производства панели приборов изготовила японская фирма Marubeni, обивками дверей занялось несколько итальянских подрядчиков. Причем условия контракта с зарубежными партнерами предполагали поставку не только оснастки, но и определённого количества готовых деталей интерьера! Так в салоне «десятки» появились принципиально новые для советского автопрома материалы — например, поливуд, который отличался от выбранного ранее вудстока более низкой ценой.
В Тольятти смогли сконструировать салон «десятки», а вот изготовить его без помощи иностранцев в то время не получилосьВ Тольятти смогли сконструировать салон «десятки», а вот изготовить его без помощи иностранцев в то время не получилосьВ Тольятти смогли сконструировать салон «десятки», а вот изготовить его без помощи иностранцев в то время не получилосьВ Тольятти смогли сконструировать салон «десятки», а вот изготовить его без помощи иностранцев в то время не получилось
Доводкой шумоизоляции ВАЗ-2110 также занимались за рубежом — в Италии, куда из Тольятти был отправлен предсерийный образец «десятки».
А вот выпуск элементов интерьера осуществляли российские поставщики — пластиковые детали и обивку крыши делали в Сызрани, шумоизоляцию — в Балаково. Панели приборов в процессе изготовления приходилось даже попутешествовать по стране! Металлический каркас делали на ВАЗе в прессовом производстве, в Сызрани «торпедо» получало свой привычный облик, ну а в Тольятти деталь полностью собирали. На этом злоключения панели не заканчивались: первые две тысячи экземпляров были изготовлены по обходной технологии, поэтому качество подгонки и сопряжения деталей получилось соответствующим. В итоге на многих ранних «десятках» их даже меняли по гарантии.